С такими друзьями говорят врагов не нужно, слишком многие приятели Лермонтова за глаза отзывались о нем очень уж нелестно – «Угрюмый, неприятный тип». Выдающимся писателем его не считали, может, из зависти, хотя были и поклонники творчества, главное, что не было равнодушных . Такое же отношение у читателей и к господину Печорину, его можно любить или ненавидеть, третьего не дано. Многие дотошные исследователи творчества Михаила Юрьевича сходятся во мнении, что образ Печорина- автопортрет Лермонтова. Писатель не был настолько отчаянным, и привлекательным для женщин, как его герой, желаемое выдавалось за действительное, но общую схожесть отрицать нельзя.
Самая большая любовь Лермонтова – Варенька Лопухина. Писатель был с ней знаком с ранних лет. И всю жизнь судьба то сводила их ненадолго, то разводила снова. Встречи все были как будто не в то время: сперва слишком молоды, потом Варенька уже замужем… Именно она, милая сердцу подруга и стала прототипом многих героинь М.Ю. Лермонтова.
Лермонтов мог бы стать не только известным писателем, а и выдающимся художником. Его картины, дошедшие до нашего времени поражают красотой и реалистичностью, чего только стоят панорамы кавказских гор и замечательные портреты, с которых нам застенчиво улыбается Варенька, она героиня драмы «Испанцы» в монашеском одеянии, молодая дама в чепце и светская красавица в открытом платье. Михаил Юрьевич рисовал по памяти, тем не менее, сходство поразительно точное. Лермонтов не был бы писателем, если б не создал образ дамы сердца в своих литературных произведениях. В романе «Герой нашего времени» Варя становится Верой, той единственной, которую по сюжету очень любит главный герой, но навсегда теряет. У Лопухиной, как и у героини драматической истории, родинка на лице, старый муж и плохое здоровье.
Муж Варвары был в бешенстве, когда общие знакомые намекнули на неслучайное сходство героини романа с женой, поспешил заверить, что никогда не был с ней на Кавказе, на воды ездил только за границу, а подобные истории- домыслы глупых мальчишек.
Лермонтов тесно связал свои переживания и чувства с произведением «Герой нашего времени», вписал в него себя и Варю то ли предвидев продолжение сюжета, то ли роман начал влиять на жизнь писателя. Например, дуэль, оборвавшая жизнь Лермонтова состоялась около горы Машук так же как и дуэль Печорина. Дуэлянты и в вымышленной истории, и в жизни были приятелями, можно даже сказать друзьями, отличие лишь в том, что герой романа остался жив, а автор убит.
В повести «Тамань» герои тоже невымышленные. Слепой мальчик Янко, старуха и красавица Ундина, действительно, жили в Тамани. В той местности даже открыли музей им. М.Ю. Лермонтова. К сожалению, изба, в которой останавливался писатель, не сохранилась из-за того, что часть берега была размыта морем и обрушилась. На Кавказ Лермонтова сослали за стихотворение, посвященное Пушкину «На смерть поэта». Николай I усмотрел в произведении укор и дерзкое обвинение в смерти гения. Это событие и привело Михаила Юрьевича в 1837 году в Тамань.
О том, что герои повести существовали на самом деле, случайно узнал друг Лермонтова - Михаил Цейдлер. С ними он познакомился, когда по случайному стечению обстоятельств, во время путешествия по Тамане остановился на том же подворье, что и Михаил Юрьевич.
Чем глубже и многограннее образ героя, тем больше вероятность того, что связан он неразрывно с переживаниями и мыслями автора. По словам Лермонтова история души человеческой, даже самой мелкой - любопытнее истории целого народа.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции P.S. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте